На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Я - Женщина

9 599 подписчиков

Поймайте себя за руку

Автор: Александра Кочетков, профессор кафедры бизнеса и делового администрирования Института бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ

Источник

10 МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ЛОВУШЕК, МЕШАЮЩИХ ДОВЕСТИ КРЕАТИВНЫЙ АКТ ДО ПОБЕДНОГО КОНЦА

 

Ленивый мозг, почуяв приближение мыслительного (а уж тем более — креативного) процесса, часто прибегает к аналитическим ловушкам, позволяющим эту работу «отменить».

Аналитическая ловушка — неизбежная «продукция» ленивого мозга, который пытается отделаться штампами или отказаться от решения задачи в принципе. Если же требуются действительно изрядные трудозатраты (как в случае с обсуждавшейся нами в предыдущих публикациях игрой, призванной раскрыть возможности правого полушария), сопротивление может выражаться самыми разными способами.

Наша задача — научиться обходить такие ловушки.

Не делайте глупостей

Первая группа ментальных ловушек (которые весьма многообразны) связана с возникновением существенных затруднений при попытке сконцентрироваться. Человек может буквально засыпать при малейшем приближении мыслительной задачи. Он не способен собраться, десятки раз уточняет задание, переспрашивает. Таким образом ленивый мозг отказывается принимать задачу.

Это своего рода психофизическое торможение, которое придется преодолевать. Для этого во время тренировок (наподобие тех, о которых мы говорили в предыдущих колонках) очень важно научиться не раздражаться, не навешивать на себя никаких ярлыков и не заниматься самокритикой. Следует уяснить, у нас (а также у наших партнеров по игре или по любому другому креативному акту) очень серьезный противник в виде ленивого мозга. Причем противник этот находится в глубоком тылу. Он внутри нас. А потому может в любой момент отомстить. Например, спровоцировав сбой в тех или иных внутренних процессах.

Вот почему так важно соблюдать последовательность: выполнять креативную задачу не наскоком, а (как в спорте) постепенно увеличивая нагрузку, двигаясь от простого к сложному. А именно — к синтезу.

Вторая ловушка, о которой мы вскользь упоминались в этой серии публикаций, — ловушка обобщений. Она же — ловушка функций, которая выражается в замене одним обобщающим словом (что часто означает отказ от решения задачи) массы будущих ответов, способных обогатить процесс поиска весьма важными, разнообразными нюансами и подробностями, способными сформировать цельный ряд прагматических решений. Но, увы, получив от мозга в качестве ответа одно обобщение и приняв его, человек таким образом ставит крест на процессе дальнейшего развития мысли. И оставляет за бортом сотни возможных вариантов решений.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЛОВУШКА — НЕИЗБЕЖНАЯ «ПРОДУКЦИЯ» ЛЕНИВОГО МОЗГА, КОТОРЫЙ ПЫТАЕТСЯ ОТДЕЛАТЬСЯ ШТАМПАМИ ИЛИ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ В ПРИНЦИПЕ

Третья ловушка — «дикий креатив». Это типичная защитная реакция ленивого мозга, который имеет обыкновение вываливать вместо точного и прагматического ответа весьма странные варианты, концентрируя все внимание человека на предложенной глупости. Один из участников группы, с которой я проводила игру по поиску применений пластикового стаканчика, предположил: пить кофе во время ядерной атаки из такой емкости — очень даже «креативное решение».

Дикий креатив — не просто абсурд, а еще и креатив «грязный». С точки зрения прагматики он настолько далек от нормального решения, что, по сути, является не чем иным, как откровенной дурью. Дурью, предложенной ленивым мозгом.

Вариацией на ту же тему является четвертая ловушка, которая представляет собой набор решений, как будто имеющих отношение к «детскому сознанию». Ленивый мозг имеет обыкновение прибегать к этому способу симуляции деятельности, когда хочет создать видимость работы. Это разного рода предложения, связанные, грубо говоря, с «хомячками и куколками». И редкой группе во время игр, призванных высвободить творческий потенциал, удается обойтись без таких вариантов. «Из пластикового стаканчика можно сделать платье, стульчик и тарелочку для куколки. А еще домик, кормушку и гробик для хомячка…» И так далее. Ну а если мы играем, допустим, с карандашом — обязательно появится тот, кто предложит еще и весло для хомячка… Чтобы ему было веселее грести в лодке, сделанной из стаканчика.

Подобные «решения» — обитатели той области, в которую мозг мстительно, причем с завидной регулярностью, выбрасывает человека: «Я же говорил тебе, что решений нет. Так вот, их действительно нет! А ты все равно продолжаешь настаивать. Ну хорошо, сейчас я тебе тут навалю кучу. И после этого оставь меня в покое. Потому что — все, точка, мыслительный процесс закончен. А то, что получилось, меня не волнует…»

Не говорите «сыр»!

Пятой и, пожалуй, самой труднопреодолимой проблемой (она же — ловушка) оказывается юмор, а также его частный случай — «засмеивание». Это не менее опасная ловушка. Такова уж особенность юмора. Предложенный в шутку вариант, да еще и вызвавший ответную реакцию окружающих (смех), моментально стирается из сознания. Как говорится — «проехали». Но ведь таким образом мы теряем решение!

Порой юмор — не более чем защитная реакция людей, привыкших жить в состоянии «серости», попытка оградить себя от «абсурда», в роли которого очень часто могут выступать действительно креативные идеи! Но смех заслоняет все. В итоге — «посмеялись и забыли». И потеряли решение. Или как минимум поставили «юмористический» вариант в конец списка.

Самый неприятный вариант «засмеивания» — когда смеются собственно над творцом. И тем более неприятно, если в роли творцов выступают люди, являющиеся продуктом «серого общества» (то есть по определению — творчески робкие). За редким исключением им с огромным трудом дается осознание, что они могут быть не менее яркими и талантливыми, чем все остальные. И что дело не в том, как человек выглядит, а в том, какова мощность его мыслительного аппарата. Такие участники обсуждений часто молчат, стесняются и проявляют себя позже всех. Если же вдобавок предлагаемые ими креативные решения по форме выглядят абсурдными (зачастую так бывает с действительно яркими идеями), то, услышав ярко выраженную реакцию в свой адрес, они лишь утверждаются во мнении: «Ну вот, опять сморозил глупость. Лучше уж молчать».

Не только подобные акты «засмеивания», но и жесткая критика, а также любые другие нелицеприятные оценки творческих усилий человека прямой наводкой бьют по «зоне неуверенности» — рудиментарной области, которая отмерла (увы!) далеко не у всех. К сожалению, люди обычно очень нуждаются в чужой позитивной оценке, тогда как в чистом случае творец должен уметь радоваться акту созидания как таковому. Таковы влияние среды и воспитания, но факт остается фактом: отсутствие явно артикулированной поддержки окружающих может привести к потере стимулов, запускающих в действие механизм творчества.

Вот почему в ходе всех креативных процедур (включая моделирование видения будущего, политики и стратегии компании) любые формы «засмеивания» (а также неконструктивной критики) необходимо жестко пресекать и удалять из пространства поиска решений. Эта задача — одна из важных функций модератора или ментора, если речь идет об игре, помогающей разбудить дремлющие интеллектуальные силы. Кстати, во время игры ментор гасит юмор в довольно жесткой форме. То же самое не мешало бы делать и в реальной жизни. В том числе — корпоративной.

Другая обязанность человека, управляющего ходом креативного процесса, — «гасить лидера». Ведь здесь кроется шестая ловушка.

ЧАСТЫЙ СИГНАЛ О ПРИБЛИЖЕНИИ К МЕНТАЛЬНОЙ ЛОВУШКЕ — ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗАТРУДНЕНИЙ ПРИ ПОПЫТКЕ СКОНЦЕНТРИРОВАТЬСЯ. ЧЕЛОВЕК БУКВАЛЬНО ЗАСЫПАЕТ

Так называемые лидеры четвертого порядка — лидеры энергетические. Они всегда тянут одеяло на себя и довольно жестко реагируют на любые проявления жизнедеятельности чужого мозга. Недавно мне встретился один слушатель курса по развитию продуктивного мышления, который, будучи коучем в своей компании, решил провести со своими коллегами подобный тренинг. А недавно он сообщил мне, что отказался от этой мысли.

Я поинтересовалась причинами. Ответ был примерно таким: «Я посоветовался со своими топ-менеджерами и… уже не уверен, что тренинг нужно проводить. Не развалится ли после этого команда, нужно ли все это людям?» Ну и так далее. Подобный ход рассуждений позволяет сделать простой вывод. Да, опасения правомерны. Однако если ты коуч (то есть своего рода «развиватель» людей) — значит, ты должен быть готов к тому, что люди, получив импульс к развитию, в дальнейшем могут тебя покинуть.

Это неизбежная составляющая процесса, которую трудно даже считать риском. Ведь речь идет скорее об имманентно присущей коучингу сущности: если ты кого-то обучил, а затем не предоставил возможностей применить развившиеся способности по назначению, рано или поздно «ученик» может захотеть попробовать свои силы в другом месте. Вне зависимости от планов «наставника».

Между тем все мы наблюдаем скорее обратное. А именно — обилие мнимых коучей, которые вроде бы и развивают коллективы, но… явно не в ущерб себе самим. Так стоит ли удивляться, что в итоге не обнаруживается хоть сколько-нибудь заметного эффекта? Вряд ли можно ждать отдачи, если коуч боится «дать людям голову» и поделиться с ними инструментарием! К сожалению, вынуждена констатировать: во многих компаниях предпочитают видеть пусть и неэффективных людей, зато пребывающих в полурабском состоянии.

Совсем другое дело — креативное лидерство. Это то самое высшее, духовно-ментальное лидерство, благодаря которому человек, собственно говоря, и является человеком. Я говорю о так называемых лидерах пятого порядка. В ходе креативных процедур они способны вести себя как рядовые члены. Мало того, как и ментор, в случае необходимости они будут ограничивать проявления энергетических воздействий других участников, поддерживая слабых и помогая им проявить себя.

Любые другие проявления лидерства в ходе креативной работы — неприемлемы. Но, к сожалению, «лидер» в сложившемся представлении чаще всего не только педалирует собственные идеи (которые зачастую, мягко говоря, не блещут креативом), но и энергетически подавляет более слабых (при этом достаточно одного взгляда или жеста). Такой участник откровенно мешает работе креативной группы, постоянно критикует и комментирует любые результаты творчества, считая, что эта зона является еще одним пространством для его лидерства.

В некоторых компаниях, где я проводила подобные тренинги, людей порой «выворачивало» настолько, что они принимались открыто оскорблять других членов группы — в стремлении поставить их на место. Понятно, что подобные выходки мгновенно получали отпор. Ведь как ментор я обязана подавлять таких людей быстро и эффективно.

Здесь полезно заметить: первые лица компаний, которые не прочь потренироваться вместе со своими подчиненными, должны быть определенным образом подготовлены. Впрочем, стать лидером «пятого порядка» — недолгая и несложная процедура. Нормальный человек все быстро и правильно поймет. Ведь мы подавляем не его естественное желание блистать, а лишь потребность давить на других. А это разные вещи.

С другой стороны, я встречала довольно много людей, которые вели себя во время подобных игр предельно адекватно. Мало того, после такой совместной работы любовь к ним со стороны коллектива только возрастала. Ведь люди видели настоящего коуча, который не боится сделать их такими же сильными, как он сам!

Не ставьте все точки на i «ДИКИЙ КРЕАТИВ» — ЗАЩИТНАЯ РЕАКЦИЯ ЛЕНИВОГО МОЗГА, КОТОРЫЙ ИМЕЕТ ОБЫКНОВЕНИЕ ВЫВАЛИВАТЬ ВМЕСТО ТОЧНОГО ОТВЕТА ВЕСЬМА СТРАННЫЕ ВАРИАНТЫ

Седьмая группа ловушек — слабость природных механизмов, которые очень сложно запускать, если нарушить правильную последовательность. Поясню. Для того чтобы включить полноценный механизм синтеза, необходимо двигаться шаг за шагом, от простого к сложного. На моих семинарах случается, что иногда группа слушателей требует сразу же разрешить им перейти к предпоследнему, комбинаторному этапу решения креативной задачи. Люди уверены, что, оказавшись в «изобретательской зоне», они смогут быстро проявить себя.

На самом деле это глубокое заблуждение. Еще ни одна группа не сумела прийти к синтезу сразу, минуя этап «простого». Необходимо пройти весь путь. В противном случае вместо стройных креативных решений на этапе синтеза мы получим ментальную кашу.

Восьмая ловушка — огромное количество недоделок. Проявлений «грязного синтеза» и «грязного креатива» в действительности всегда намного больше, чем кажется (что, кстати говоря, доказывает: абсолютно все люди являются креативными). Увы, не все умеют доводить начатое до конца. По ходу дела не только теряются перспективные решения, но даже забываются или искажаются исходные условия задачи. А выдвигаемые идеи оказываются незавершенными или не соответствуют всем заданным критериям. Здесь уже все зависит от воли человека: необходимо заставить себя, научиться доводить собственные идеи до ума.

О приближении к девятой, причем весьма каверзной, ловушке обычно предупреждают высказывания в духе «Да здесь можно что угодно придумать!» или «Да решений здесь может быть миллион!». И на этом — все. Отчетливая восклицательность подобных фраз не предполагает никаких дальнейших попыток мыслить. И действительно, на этом все заканчивается. Ленивый мозг одерживает победу.

Последняя, десятая ловушка — экономия усилий, что часто вызвано внутренним выгоранием человека. Характерные формулы такой усталости — «Давайте не будем все вываливать на этом этапе» или «Давайте оставим на потом». А ведь именно этого нельзя делать ни в коем случае! Если уж взялись за поиск решений — нужно пребывать в тонусе до победного конца. Так уж устроено человеческое мышление. Если не было исчерпано максимально возможное количество решений на предыдущем этапе, если люди (каждый конкретный участник группы) не выложились максимально — на следующую, более продвинутую и сложную дистанцию мозг откажется выходить, наложив «эмбарго» — исходя из принципа экономии усилий.

Такова уж природа ленивого мозга.

 

Об авторе: Александра Кочеткова — профессор кафедры бизнеса и делового администрирования Института бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

Картина дня

наверх