В лесу родилась ёлочка… История создания песни

Источник

Слова автора:

Историю этой песни и поиска её авторов мне довелось услышать впервые более сорока лет назад от Александра Вячеславовича Шилова — талантливого исследователя и популяризатора песен, первооткрывателя их авторов, чьи имена долгое время считались неизвестными.

Бережно храню я подаренный Шиловым журнал «Советская музыка» № 6 за 1956 год, в котором опубликована подборка коротеньких его песенных рассказов под рубрикой «Забытые авторы народных песен». В одном из них речь как раз и шла о песенке «В лесу родилась ёлочка».

В 1903 году выпускавшийся в Москве детский журнал «Малютка» опубликовал в своей второй книжке стихотворение «Ёлка». Стихи эти привлекли внимание музыканта — любителя Леонида Карловича Бекмана (1871—1939). Агроном по специальности, окончивший в 1900 году естественный факультет Московского университета, а затем Петровскую сельскохозяйственную академию, он обладал незаурядными музыкальными способностями, играл на фортепьяно по слуху, импровизировал на темы любимых произведений, прекрасно пел.

В феврале 1903 года состоялась свадьба Леонида Бекмана и Елены Щербины — приемной дочери Евгения Николаевича Щербины — директора гостиницы «Славянский базар». Выйдя замуж, Елена присоединила к фамилии мужа фамилию своего отчима. Талантливая пианистка, закончившая с золотой медалью консерваторию, она впоследствии преподавала в ней, стала заслуженной артисткой России.

Вот что рассказывала Елена Александровна Бекман-Щербина (1882—1951) многие годы спустя о событиях, связанных с рождением «Ёлочки» в книге «Мои воспоминания»:

«17 октября 1905 года моей старшей дочке Верочке исполнилось два года, и я утром подарила ей живую куклу — сестричку Олю, которая родилась в половине первого ночи, то-есть тоже 17 октября. Верочка была в полном восторге. Остальные были немного разочарованы, так как все ожидали мальчика (кроме меня, не любившей мальчишек).

Пока я ещё лежала в постели, Леонид как-то сел за рояль, посадил Верика на колени и сочинил для неё песенку на стихотворение из детского журнала «Малютка» — «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла…».

Верочка, обладавшая прекрасным слухом, быстро её выучила, и, чтобы не забыть песенку, я её записала. Впоследствии мы оба стали сочинять для детей и другие песенки, а чтобы не переписывать их без конца для наших знакомых, решили издать целый сборник с рисунками-силуэтами, наподобие известных в то время рисунков Елизаветы Бём. Так возник сборник «Верочкины песенки», выдержавший в короткий срок четыре издания, затем — «Оленька-певунья». Песенки имели большой успех. А «Ёлочку» до сих пор поёт вся детвора, и мало кто знает, что эту, ставшую почти народной, песню сочинил не музыкант, а кандидат естественных наук и агроном«.

С ровесницей «Ёлочки» — Ольгой Леонидовной Скребковой (1905—1997), той самой Оленькой, чьё появление на свет было ознаменовано сочинением песни, музыку к которой придумал её отец, мне посчастливилось встретиться, познакомиться и побеседовать. Было это где-то в середине 80-х годов. Я готовил тогда рассказ об истории «Ёлочки» для рубрики «Любимая песня» в газете «Советская Россия».

С волнением листал я страницы первого издания «Верочкиных песенок» и «Оленьки-певуньи». С какой же любовью созданы эти книжки! Нельзя было не залюбоваться иллюстрациями к ним, сделанными тогдашним студентом Строгановского училища Константином Богдановичем, о судьбе которого мне пока ничего неизвестно. И я очень рассчитываю, что откликнутся летописцы Строгановки, отметившей недавно свой юбилей, и помогут в поиске сведений об этом талантливом графике.

Что касается Ольги Леонидовны и её старшей сестры Веры Леонидовны Сухаревской (1903—1977), то они достойно продолжили семейные музыкальные традиции. Обе успешно окончили Училище Гнесиных и Московскую консерваторию. Профессиональные музыканты есть и среди их детей, внуков и правнуков.

А вот об авторе стихов этой песни известно совсем немногое.

В сборниках «Верочкины песенки» и «Оленька-певунья» чета Бекманов, сочинившая их, не привела ни одной фамилии тех, кому принадлежат слова включённых в них песен, в том числе и «Ёлочки», ограничившись лишь ссылкой на то, что тексты эти «заимствованы».

Но возникает вопрос: «Откуда и чьи?».

Я задавал его в свое время Ольге Леонидовне Скребковой, а теперь — её племяннице, внучке Леонида Карловича Бекмана и хранительнице его архива Ольге Юрьевне Сердобольской. Однако ответа, увы, так и не получил.

Многие годы имя автора слов «Ёлочки» не было известно. Только в 1941 году выяснилось, что стихи эти принадлежат Раисе Адамовне Кудашевой (урожденной Гедройц). Родилась она в 1878 году в Москве, в семье служащего московского почтамта. Первое её стихотворение (под псевдонимом «А.Э.») было опубликовано в журнале «Малютка» в 1897 году, когда ей было 18 лет. А в 1903-м, под тем же псевдонимом и там же, она опубликовала стихотворение «Ёлка», на которое как раз и обратил внимание Леонид Бекман. Он выбрал из него только те строфы, которые мы с вами сегодня поём.

Чем же объяснить тот факт, что свои стихи Раиса Адамовна публиковала под псевдонимами?

Дело в том, что поначалу увлечение девушки поэтическим творчеством не одобряли её родители — Адам Осипович и Софья Семёновна, а потом и супруг — овдовевший князь Кудашев, в доме которого она была гувернанткой. Выйдя за него замуж, она лишь сменила псевдоним на «Р.К.», подписывая им публикации своих стихов, сказок, рассказов. К 1917 году Раиса Адамовна осталась вдовой. Революционная власть дом её реквизировала, и сорокалетняя княгиня и её младшая сестра, владевшие тремя иностранными языками, чтобы не умереть с голоду, с трудом устроились на работу в одну из московских библиотек, где не очень интересовались их дворянским происхождением.

Так вдвоем с сестрой — Марией Адамовной — они и жили. Поначалу — на Озерковской набережной, в квартире № 1 дома 48/ 50, а в послевоенные годы — в 7-й квартире дома № 4/6 по Мажорову переулку. Переулок этот и сейчас так называется, и дом сохранился.

О том, что её стихотворение «Ёлка» положено на музыку и распевается детворой, Раиса Адамовна узнала много лет спустя после его написания и очень порадовалась этому. Но когда услышала «Ёлочку» по радио, и при этом было объявлено, что и музыка, и слова ее принадлежат Леониду Бекману, возмутилась и решила отстоять своё авторство. Ей потребовалось немало времени, чтобы это доказать, свидетельство чему — материалы из архива Шилова — письма, открытки, которые она ему присылала. Некоторые из них Александр Вячеславович мне передал и предложил познакомиться с автором «Ёлочки».

«С белоснежными волосами, с приветливой улыбкой, в очках, сквозь которые смотрят живые глаза, она была похожа на добрую бабушку из сказки», — так описывал встречу с автором всенародно известной песни корреспондент «Огонька» Борис Алексеев в январском номере этого журнала за 1958 год. Мне она именно такой тоже запомнилась. Было это в июле 1964 года, когда я сдавал вступительные экзамены в академию. Я был счастлив и рад увидеть и послушать рассказ этой удивительно скромной и доброй женщины. Но встреча эта оказалась единственной. В ноябре того же 1964 года Раисы Адамовны не стало.

Недавно я отыскал дом, где она жила. В упомянутой мною квартире давно уже живут другие люди. Но есть в этом доме те, кто помнит Раису Адамовну. Они обещали мне помочь в поисках, связанных с ее биографией, которые я обязательно продолжу. И очень надеюсь на помощь и участие в них читателей нашей рубрики. О результатах обязательно расскажу в ее будущих выпусках.

А в заключение напомню слова этой нестареющей, кажется, вечно существовавшей песенки про новогоднюю ёлочку. Как драгоценная реликвия, передаётся она от поколения к поколению вот уже целое столетие.

ЁЛОЧКА
Слова Р.Кудашевой
Музыка Л.Бекмана

В лесу родилась ёлочка,
В лесу она росла,
Зимой и летом стройная,
Зеленая была.
Метель ей пела песенку:
«Спи, ёлочка, бай- бай!»
Мороз снежком укутывал:
«Смотри, не замерзай!»
Трусишка зайка серенький
Под ёлочкой скакал.
Порою волк, сердитый волк,
Рысцою пробегал.
Чу! Снег по лесу частому
Под полозом скрипит.
Лошадка мохноногая
Торопится, бежит.
Везет лошадка дровенки,
А в дровнях мужичок.
Срубил он нашу ёлочку
Под самый корешок.
Теперь она, нарядная,
На праздник к нам пришла
И много, много радости
Детишкам принесла.

Автор Юрий Евгеньевич Бирюков

Вибрационный прогноз от lee на 2017 год

 



2017 год – это год перезапуска общественных систем. В этом году человечество намеревается начать изменение экономических систем, политических и даже религиозных. Если вы еще ждете, что все будет как прежде, то стоит осознать – не будет прежнего мира. Не будет тихого отката в уютное болото, в котором за вас кто-то принимает решение, а по телевизору вам сообщают, как власть мудро руководит страной.

Чтобы понять суть вибраций 2017 года, стоит посмотреть на мировые процессы со стороны. Сейчас происходит глобальная смена общей парадигмы всей цивилизации – переход от системы ограничений в систему изобильности.

Вот внешняя суть того, что творится с миром. Это не красивые слова о 4-5-6… порталах и измерениях, это реальный отказ от ограничений. Они существовали на Земле тысячи лет, чтобы человек мог испытать себя в разных проявлениях. Ограничения уходят, поскольку люди уже готовы к тому, чтобы безопасно управлять своей реальностью.

Система ограничений гласила, что ресурсы конечны, их нужно отобрать, защитить и сохранить для «своих». В каждом сегменте человеческой деятельности это имело свое отражение. Люди добровольно посадили себя в клетки и из них наблюдали за тем, как накапливается ложь. То есть все привыкли видеть некую нелепицу и кивать головой, говоря «это нормально, мы всегда так жили, по-другому нельзя».

Вся мировая экономика уже многие годы находится в стадии перепроизводства. То есть товаров и продуктов питания оказывается слишком много, что потребовало введение искусственного сдерживания производства. Ради этого разрушались экономические системы целых отраслей и даже стран. Финансовый сектор делал непрерывные переливы капитала, создавая дефицит денежных средств, что связывало кредитными цепями многих людей. Получалось, что при тотальном изобилии товара, в мире возникала нехватка и обнищание целых народов. Искусственное обесценивание национальных валют в один день разоряло миллионы людей, хотя они не становились худшими работниками, чем были до того как валюта обесценивалась. Эти процессы считались «нормальными», несмотря на свою очевидную абсурдность.

2017 явственно начнет изменять эту ситуацию. Принципы изобилия начнут доминировать над принципами нехватки. В свою очередь это вызовет громадное потрясение на биржевых рынках и политических раскладах. Многие корпорации потеряют свое могущество, поскольку сам принцип борьбы за ресурсы уже начал себя изживать. Эти процессы уже заметны по тому, как интеллектуальные компании начали вытеснять сырьевых гигантов из верхних строчек списков Форбс.

Еще один яркий пример – это автомобильный рынок, который буквально за несколько лет преобразился, внедряя электроприводы. Стоит понимать, что это только начало – еще 5-7 лет и новые технологии поставят бензиновые двигатели в разряд допотопных. Вы можете помнить, как цифровые фотографии стремительно смели с рынка своих пленочных собратьев – тогда скептики даже приблизительно не предвидели таких темпов изменения отрасли. Так вот 2017 год – это год запуска подобных радикальных преобразований по всем рынкам.

Дело здесь не в том, что появляются технологии. Дело в том, что сознание людей преобразилось, вызывая повсеместно научные прорывы. И, конечно, люди старых формаций будут чрезвычайно возмущены даже самой мыслью о том, что кто-то сомневается в силе нефтяных и банковских монстров. Эти люди, как всегда будут говорить о том, что «мелкий человек» контролируется тайными правительствами, а потому даже в мелочах не может управлять своей жизнью.

Но все начнет меняться буквально на глазах. А потому не стоит вовлекаться в разговоры о том, что происходящее – это плановая акция «капиталистов». Нет – это массовый переход сознания на новые принципы изобилия. Именно ваше сознание стало источником этого процесса. Вы ответственные за то, что происходит. И ваша работа не в том, чтобы маршировать по улице, неся плакат «долой», а в том, чтобы принять себя, сформировать личное намерение быть среди тех, кто излучает и получает изобилие. В этом случае вы ясно сможете различить перемены, происходящие в физическом мире, видя в них отражение своих ожиданий. Те же, кто будет вовлечен в борьбу, получат борьбу во всех ее проявлениях. Этих людей ожидают сильнейшие потрясения и непрерывный стресс – они успешно материализуют борьбу в своей жизни – изобилие борьбы.

Политические структуры также ждет проверка на соответствие новым энергиям. Все правительства столкнутся с внутренними проблемами, которые придется решать. Повсеместно природа будет преподносить сюрпризы в виде сильных катаклизмов, чтобы заставлять власть концентрироваться на людях своей страны. Возможны также глобальные стихийные бедствия, которые послужат источником объединения стран и народов.

Общий итог года покажет, что цивилизация действительно изменилась бесповоротно. Лучшей позицией для вас будет такая, при которой вы сможете смотреть на частные происшествия с глобальной точки зрения – вы легко различите общие признаки перемен. Зная, что нехватка отступает, вы сможете наблюдать проявление изобилия, как в мире, так и в своей жизни. Также вы сможете ясно увидеть, как агонизируют те люди, что вовлечены в драмы нехватки, обвиняя всех и каждого в своих бедах. И это поистине удивительно наблюдать, как что-то старое рушится только для того, чтобы там появилось новое. Одного этого года вам будет достаточно, чтобы научиться выделять изобилие там, где другие видят нехватку. Этот год окончательно покажет вам возможности проявлять собственное изобилие в физическом мире.

Важно осознать, что вибрации года не строятся на линейных событиях прошлого, поскольку постоянно будут проявляться новые возможности, открытия и научные прорывы. Будьте открыты новой информации, она ясно продемонстрирует перемены. Также постарайтесь не смотреть на вчерашние ожидания и представления о мире, поскольку такой взгляд лишь породит недоумение – «куда это все катится?».

По восточному календарю – это год Огненного Петуха. Но точнее сказать, что это будет год Феникса – уничтожение, чтобы возрождаться из пепла.

источник

Популярное в

))}
Loading...
наверх