На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Я - Женщина

9 598 подписчиков

Эмоции и болезни

Могут ли быть боли в спине психосоматического происхождения?

Тезис «здесь» и «сейчас» требует некоторого уточнения. Речь идет, конечно, не о секунде, не о минуте и даже не об одном часе настоящего времени. Минимальной единицей времени, внутри которого можно спланировать дела и быть уверенными в их благополучном завершении, является нынешний день.
Как писал Дейл Карнеги: «Жизнь представляет собой непрерывную перемену. Единственной определенностью является сегодня. Зачем же портить красоту сегодняшнего дня попытками решить проблемы будущего, полного бесконечных перемен и неясности, — будущего, которое, по-видимому, никто не может предвидеть». И еще: «любой из нас может жить с нежностью в душе, с терпением, с любовью к окружающим, добродетельно до захода солнца. И именно в этом состоит подлинный смысл жизни»..



Итак, чтобы избавиться от бесплодного страха за будущее, нужно жить в отрезке сегодняшнего дня и вдохновляться стихами незабвенного Омара Хайяма:
Не оплакивай, смертный,
вчерашних потерь,
Дел сегодняшних завтрашней
меркой не мерь,
Ни былой, ни грядущей
минуте не верь,
Верь минуте текущей —
будь счастлив теперь!


Для уменьшения беспокойств и страхов перед будущими событиями многим людям нужно помнить, что на девяносто пять процентов пугающие нас события никогда не происходят. Этим фактом умело пользуются страховые компании и процветают на протяжении многих лет, эксплуатируя данное свойство человеческой натуры себе во благо.


А задумывался ли кто когда-нибудь над таким вопросом: почему пассажиры самолета гораздо больше тревожатся по поводу благополучного исхода полета, чем пилоты? Дело вовсе не в том, что «в летчики» идут заведомо более храбрые люди, — среди пассажиров, которых в той или иной степени пугает воздушное путешествие, тоже встречаются люди отважных профессий. Главное отличие состоит в том, что летчики работают и им некогда испытывать страх, а мозг пассажиров не занят и потому заполняется тревожными мыслями. Отсюда следует, что в любой, даже самой опасной обстановке, заполнение сознания каким-то делом неизбежно вытесняет из него страх. Это многократно проверенное явление дало возможность психологам предложить данный метод для лечения тревоги и беспокойства. Некоторые люди, впрочем, приходят к такой стратегии поведения самостоятельно, избавляясь от страха, тревоги и беспокойства при помощи интенсивной деятельности.

Так, если вас одолели мрачные мысли, страх и тревога, не позволяйте им мучить ваш мозг и тело, раз за разом «перемалывая» проблемы. Возьмите на вооружение лозунг Дейла Карнеги: «Засучите рукава и займитесь делом. Ваша кровь начнет активнее циркулировать, ваш мозг будет быстрее работать — и очень скоро повысится ваш жизненный тонус, что поможет вам забыть о беспокойстве. Будьте заняты. Всегда оставайтесь занятым. Это самое дешевое лекарство на земле — и одно из самых лучших». Действительно, принцип «полной загрузки» помог очень многим людям избавиться от тревог и беспокойств, а заодно уменьшить проявления стресса и вызванных им психосоматических расстройств.


Если все же справиться с мучительным беспокойством и страхами не представляется возможным, тогда нужно обратиться за помощью к опытному психологу или психотерапевту, которые помогут найти индивидуальные пути преодоления данных эмоциональных нарушений.


В снижении и ослаблении последствия стрессов значительная роль принадлежит психологической защите. Под психологической защитой в настоящее время понимают используемые личностью неосознаваемые психические процессы, направленные на избавление от фрустрации. Еще раз напомним, что фрустрацией называют чувство психологического дискомфорта в виде напряжения и тревоги, связанное с неудовлетворенностью потребностей или конфликтами. Фрустрирующие ситуации могут быть внешними (трудности, встающие на пути целенаправленной деятельности) и внутренними (высшие потребности личности в успехе, признании, высоко поднятая планка притязаний и требований к себе и т.д.). К механизмам и формам психологической защиты, запускаемым при столкновении с психотравмирующей ситуацией, относятся вытеснение (подавление), рационализация, интеллектуализация, сублимация (замещение), бегство или уход, компенсация и гиперкомпенсация, разрушительность и агрессия и т.д., а также аддиктивное поведение.

Вытеснение (подавление) — неосознаваемое перемещение личностью неприемлемых для нее неприятных переживаний, мыслей, побуждений, воспоминаний из сферы сознания на подсознательный уровень. При этом ситуации, связанные с подобными переживаниями, как бы забываются. Это самый частый и самый нерациональный способ психологической защиты, потому что подсознание не безразмерно и уподобляется паровому котлу без предохранительного клапана, где постоянно нарастает давление с угрозой «взрыва» последнего.

Рационализация — процедура, посредством которой субъект стремится дать логически связное и морально приемлемое объяснение той или иной установки, поступка, идеи, чувства, подлинные мотивы которых остаются в тени. Неприемлемые для личности действия субъект объясняет другими причинами. Выдвижение иных мотивов своих неудач или недостатков с целью оправдать себя: «Не очень-то и хотелось:», «Не все так плохо, зато я:» помогает индивиду, обесценив таким образом нереализованные потребности, сохранять самоуважение и предупреждает возникновение тревоги и напряжения. Данный механизм психологической защиты сводит стресс до минимума и рекомендуется для широкого применения.

Интеллектуализация — умственный, лишенный эмоционального переживания, способ реагирования на конфликты. Путем рассуждений, гипотез индивид пытается объяснить возникающие конфликты и неудачи в своей жизни не зависящими от него причинами. Такой подход более характерен для деловых, успешных людей. Вместо эмоционального дерганья такие личности находят оптимальную стратегию в стрессе: «Это уже произошло, случилось; как теперь будем выходить из этой ситуации?». Они интуитивно понимают, что «сбрасывать» стрессовую энергию на других — не только неэтично, но и невыгодно: происходит потеря нужных деловых связей, разрушаются личные взаимоотношения. С другой стороны, они понимают, что направлять разрушительную стрессовую энергию на самих себя, обвиняя себя в ошибках, тоже неконструктивно. Дело все равно стоит, и проблема не решается. Эти люди стараются перевести стрессовую энергию в другие формы деятельности, в интеллектуальный поиск путей решения проблемы, то есть используют более безопасные способы ее «сбрасывания» — не на других и не на себя. Сюда же относится и способ изменения угла взгляда или точки зрения на проблему.

Недаром же говорят, что глядя на одну и ту же наполовину наполненную бутылку водки, пессимист горестно вздохнет: «Бутылка-то уже наполовину пустая», на что его товарищ-оптимист резонно возразит: «Чудак, смотри, как здорово — у нас еще полбутылки водки осталось!!!». Умение так переформулировать проблему, чтобы негативные эмоции превратились в позитивные, является величайшим искусством счастливой жизни, искусством, которому мы все обязаны научиться.


Сублимация — замещение или перевод напряжения в другое русло. Энергия нереализованной потребности перемещается в другое русло, где активно используется. Например, с выраженной внутренней агрессией человек, зная, что прямое насилие грозит ему неприятностями, может стать преуспевающим спортсменом, бизнесменом, хирургом. При напряжении, связанном с психотравмирующей ситуацией, сублимация может проявляться в интенсификации привычной деятельности («бегство в работу») или в приобретении новых увлечений (хобби), в творческой и общественной активности. Людей, умеющих сублимировать свои стрессы, можно смело отнести к категории «счастливчиков».

Бегство или уход — отказ от достижения цели, неосознанное избегание любыми средствами ситуации, вызывающей напряжение. Бегство носит вынужденный характер и, устраняя тревогу, избавляя от стресса, делает жизнь человека хотя и тусклой, зато терпимой, но не разрешает коренных проблем, что является причиной дальнейших душевных переживаний. Это далеко не самый лучший способ психологической защиты.

Компенсация и гиперкомпенсация — механизмы психологической защиты от хронического стресса, вызванного наличием у человека действительного или мнимого недостатка. Положительная роль этого способа защиты состоит в том, что физически ущербные люди или люди с комплексами неполноценности достигают в каком-либо виде деятельности значительных успехов, компенсируя таким образом свою неполноценность. Этот вид психологической защиты может поднять человека до значительных высот общественной жизни.
Разрушительность, или агрессия заключается в активной атаке на объект психической травматизации или замещающий его объект. Агрессия является способом психологической защиты по типу эмоционального отреагирования с разбитыми тарелками, руганью и нахождением «козлов отпущения». Хотя это и неэтичный, зато действенный способ снятия напряжения. Главное, чтобы имелся подходящий партнер, который тоже таким же образом снимает у себя стресс. С остальными людьми этого делать нельзя.


Описанные варианты психологической защиты присущи и здоровым людям, и больным. Они ограждают человека от чрезмерного психического напряжения, тревоги. Однако некоторые формы психологической защиты, в случае их недостаточности, могут, наоборот, приводить к срыву психической устойчивости, создавать дополнительные проблемы в адаптации человека, в результате чего включаются разрушительные механизмы, и у него может развиться невротическое расстройство или психосоматическое заболевание (остеохондроз или остеоартроз, например). Иногда следствием психологической защиты (бегства, сублимации) в сложной личностной ситуации может стать уход от реальной обстановки через аддиктивное поведение, заключающееся в изменении своего психического состояния при помощи алкоголя, наркотиков, азартных игр и др. Понятно, такая форма поведения является деструктивной и свидетельствует о срыве защитных механизмов.

Подводя краткий итог рассмотрения возможностей развития болевых синдромов спины на почве психоэмоциональных и психовегетативных взаимоотношений, необходимо отметить различный удельный вес биологических, химических и психических факторов, приводящих к психосоматическим заболеваниям. В ряде случаев превалируют психические факторы, в других, наоборот, доминируют факторы наследственности, конституции, биологические и химические вредности, а психические факторы могут выступать при этом в качестве фона, дополнительных вредностей, оказывая провоцирующее влияние (эффект «последней капли»). Связующим звеном между психологической и соматической (телесной) сферами является эмоция в ее широком понимании (эмоциональное напряжение, страх, тревога, недовольство, тоска и др.). Защитные физиологические и психологические механизмы, включая «психологическую защиту», могут уменьшить, но не всегда полностью устраняют эти физиологические явления. Если эмоциональные переживания не блокируются психологической защитой, то возможно возникновение как функциональных нарушений в отдельных системах и органах, так и деструктивно-морфологических (структурных) изменений. Особое значение имеют неотреагированные отрицательные эмоции, склонность к задержке которых характерна для личности больных психосоматическими заболеваниями.


Итак, истинные психосоматические заболевания возникают у лиц, плохо «защищенных психологически». В случае значимого конфликта, эмоционального (в основном хронического) стресса у них чаще поражается соматическая (телесная) среда. При наличии «психологической защиты», но если она не достаточна, может возникнуть невротическое расстройство, включающее разнообразные вегетативно-эндокринные и вегетативно-соматические нарушения, носящие функциональный характер. Примером может служить истерия, при которой имеет место своеобразная «хитрость» тела: есть невроз как психогенное заболевание, но нет деструкции (разрушения) органа, не происходит прогрессирования болезни.
Существенное значение в характеристике личностных особенностей психосоматических больных придается алекситимии, под которой понимается недостаточная способность индивида к восприятию и пониманию собственных эмоций и их адекватной вербализации (словесному выражению). Установлено, что алекситимия в большей степени присуща больным психосоматическими заболеваниями, чем больным неврозами.

В заключение надо отметить, что психосоматические расстройства — не только медицинская, но и социально-психологическая проблема. Поэтому с целью предупреждения этих заболеваний каждому человеку необходимо научиться правильно воспринимать свои собственные эмоции и правильно их вербализировать (словесно выражать). Кроме этого, нужно обязательно пересмотреть привычные, но неадекватные сценарии поведения при различных жизненных ситуациях и избавиться от патологических эмоциональных способов реагирования на стрессы. Также необходимым элементом профилактики и лечения психосоматических расстройств является выработка адекватных форм психологической защиты или замена неэффективных и недостаточных механизмов «психологической защиты» на достаточные и эффективные. Но самым важным, пожалуй, является пересмотр и создание человеком в своем сознании правильной картины мира, правильного образа реальности, чтобы в дальнейшем не было рассогласования между ожидаемым будущим и действительностью, с которой он встречается. Все это поможет человеку лучше справляться со своими стрессами, а его жизнь станет более интересной и более здоровой.

Сергей Егоров,
врач-остеопат,
гомеопат, иглорефлексотерапевт

Источник

Картина дня

наверх